Дели, Индия

Неделю назад мы с друзьями прилетели в Дели, столицу прославленной Индии. У Трансаэро были дешевые билеты, а мы никогда не были в этой стране.
Мы прилетели в Дели вечером 29 августа. Оглушенные подушкой влажного и жаркого климата, на экспресс-поезде мы добрались до центра города, где попытались найти вход в метро, чтобы доехать пару станций до отеля. У нас позади был шестичасовой перелет, нам было жарко,  глаза разбегались от увиденного:  людей, спящих на входе в метро, собак повсюду  и гор мусора. Запах испражнений бил по нежному носу, а вопли  водителей тук-туков оглушали последний нешокированный орган восприятия – наши уши. Прилетев поздно вечером и не заказав такси до отеля заранее, мы, как невоспитанные гости, заглянули столице под юбку и увидели всю неприглядную картину.

Утром следующего дня все уже не казалось таким страшным. При свете солнца грязь, пыль, запах, теснота улочек уже не так травмировали глаза, нос и уши. Мы позавтракали в найденном на Main Bazar кафе и поразглядывали жизнь улицы с высоты второго этажа.

Это была наша чуть ли не первая поездка, когда Ефим планировал фотографировать не только пейзажи, но и городские достопримечательности. Отсутствие подобного опыта привело к тому, что вечером этого же дня мы так и не попали внутрь одного из красивейших индуистских храмов, потому что на вход была огромная очередь на шоу фонтанов, а с собой, как оказалось на месте, нельзя было проносить фотоаппараты.
Тем не менее, даже издали красота Акшардхама поражает глаз и вдохновляет воображение. Особенно радует, что этот храм – современная постройка. Он был построен и открыт для посетителей в 2006 году. Вход в храм бесплатный для всех и только за вход на шоу фонтанов берут небольшую плату.

Первые несколько дней, конечно, уходят на акклиматизацию. Температура воздуха под 40 градусов по Цельсию и высокая влажность вытапливали из нас немыслимые количества воды. Рубашка промокала уже за первые полчаса на улице. Днем, в самую жару, нестерпимо хотелось спать.
 Метро было спасением – вагоны с кондиционером и отдельный вагон для женщин (!), чтобы местные низкорослые индусы не лапали их своими шаловливыми ручонками. В Дели нам удавалось совершить максимум две поездки в день с перерывом на дневной сон.
На следующий день после неудачи с  посещением Акшардхама мы доехали до мавзолея Safdar Jang Tomb, который был построен в 1754 году. Мавзолей Сафдарджанг считается последней постройкой в стиле индо-могольской архитектуры. Он не сильно популярен и нам удалось в тишине погулять по его саду.

После этого мы заглянули в городской сад Лоди, который включает в себя несколько мавзолеев, мечетей и других построек, возведенных в период с середины XV века до середины XVI. Садом это место стало только при англичанах, которые для этого убрали пару деревень. Размер сада не то, чтобы огромен, примерно 600 на 600 метров, но нам хватило сил пройтись только по одному его краю, посмотреть на мавзолей Шаха Мухаммеда и впервые встретить веселых индийских бурундуков.

Всю архитектуру Индии условно можно разделить на три части: индо-могольская, индо-буддийская и современная. На севере Индии преобладает индо-могольская, поскольку именно эта территория была завоевана моголами, то есть мусульманами. Их имерия, The Mughal Empire, просуществовала с середины XVI по середину XIX века и охватывала всю северную Индию, Афганистан и Пакистан. Такое долгое присутствие не могло не сказаться на архитектуре, что подарило миру множество прекрасных построек, включая самый известный – Тадж Махал.
Современная Индия доказывает миру, что не только умеет строить как раньше (см. Акшардхам), но и учится новому. Бахайский Храм Лотоса, построенный в период с 1978 по 1986 год, открыт для посетителей всех вероисповеданий.  Вера бахаи считает, что душа храма находится там, где люди любых конфессий могут обратиться к Богу. За основу идеи архитектор брал здание Сиднейского оперного театра и цветок лотоса. 27 «лепестков» храма, облицованные белым мрамором, не смотрятся тяжеловесно, несмотря на размеры. А внутри тишины храма хочется сидеть бесконечно.

Кроме прекраснейшего из мавзолеев,Тадж Махала,  шах Джахан оставил потомкам еще один известный памятник архитектуры – Красный форт в Дели или Лал-Кила на хинди. Стены форта имеют общую длину в 2500 метров и построены из кирпича, но облицованы керамикой и красным мрамором.  В этой цитадели шах размещался вместе со своими придворными, численностью около 3000. Сейчас же на территории форта гуляют туристы со всех концов света, индусы и живут бурундуки.

Мы посчитали, что для первого посещения Дели мы посетили достаточно достопримечательностей. Зоопарк и повторное посещение Акшардхама были запланированы на обратном пути. Впереди нас ждал город Агра и прекрасный Тадж Махал.

Чтобы посмотреть больше фотографий из Дели загляните в раздел фотографии.