Гокарна, священный город штата Карнатака

Когда перемещаешься в режиме нон-стоп, приходится учитывать, что дорога забирает целый день, но дарит возможность увидеть больше Индии.

Еще больше Индии.

Вечерний пляж в Гокарне

Из Гоа в Гокарну, город соседнего штата Карнатака, мы отправились несколько необычным путем. Не без помощи старичка-менеджера Morjim Sunset Guesthouse мы спланировали следующий путь до Гокарны: на такси мы доезжали до городка Маргао, откуда шел прямой автобус до Гокарны, и уже на автобусе мы должны были доехать до городка, который нам очень рекомендовали друзья друзей. За такси мы отдали по 400 рупий с человека и ехали один час, за автобус мы отдали по 118 рупий и тряслись по ухабистым и узким дорогам еще 4 часа. Выбор автобусного пути был продиктован вопросами экономии – за пересечение границы штатов таксисты ломили несусветную цену.

Пляж в Гокарне

Гокарна была тем единственным пунктом назначения, когда мы не забронировали гостиницу даже в последний момент. Причиной такой самоуверенной расхлябанности была банальна – на booking.com просто не было ни одного отеля или гестхауса в Гокарне.

Скалы на пляже в Гокарне

По приезду мы заселились в первый попавшийся гестхаус – не роскошный, но и не совсем ужас-ужас, а на следующий день отправились искать нормальное жилье на оставшиеся три дня в священном городе штата Карнатака.

На берегу океана

Нам повезло, и мы нашли жилье рядом с пляжем и рестораном. К нашему сожалению, гестхаус Nimmu House упомянут в путеводителе Lonely Planet, поэтому хозяин давно уже поднял указанные там цены в два раза. Зато в ресторане по соседству были неприлично низкие цены, огромное меню и очень забавные официантки.

Коровы на пляже Гокарны

Gokarna Beach заслуживает отдельного рассказа о нем. Именно здесь мы увидели, так сказать, классический пляж Индии: большой песчаный пляж, коровы, собаки, мусор из моря и мусор из города, отдыхающие индусы и редкие белые туристы. Чтобы найти кусочек пляжа, где не воняет, нужно очень постараться. Чтобы купаться, мы уходили в сторону от основного входа на пляж метров на триста. Но уже минут через пятнадцать в нашу сторону тянулись группки по два-три индуса, которые ненавязчиво прогуливались туда и обратно или просто прятались за лодкой на берегу, чтобы рассматривать раздетых белых женщин. Индийские женщины, как и арабки, купаются в одежде.

Пляж в Гокарне

Конечно, купанием это трудно назвать. Волны у берега накрывают с головой и утаскивают за собой в море. Если зайти в воду выше бедра, уже есть большой риск не вернуться на берег. Мощь воды неописуема. Пугливые индусы вообще плещутся только на мелководье, там, где вода по щиколотку, а мы заходили глубже, чтобы окунуться в волну, но и без фанатизма, чтобы не утащило.

С Ефимом мы также съездили на соседний пляж – Kudle Beach, чтобы восхититься еще большей его красотой и ужаснуться еще большим количеством мусора.

Водопад Jog Falls

В штат Карнатака имеет смысл съездить надолго. Пять национальных парков, двадцать пять заповедников, из которых пять – это птичьи, множество храмов, дворцов и статуй привлекают туристов как из самой Индии, так и из-за заграницы. Мы, к сожалению, успели захватить все это богатое разнообразие только краешком уха и глаза. С утра второго дня в Гокарне мы уехали на такси по маршруту водопады - большая статуя Шивы. На знаменитые водопады Jog Falls можно попасть и на автобусе, но наблюдая очередной виток серпантина, я на автобусы смотрела с чувством легкой тревоги: дорога узкая, трудная для разъезда и легче перенести час в такси, чем пара часов на горном серпантине в тесном автобусе. Несмотря на то, что формально мы приехали в конце сезона муссонов и могли рассчитывать на действительно мощные потоки воды, четыре рукавчика реки Ширавати не сильно-то и хотели кого либо впечатлять. Впрочем, в туристический сезон, что стартует в октябре, на стенах скал останутся вообще жалкие ручейки. Хорошее впечатление произвел подход индийских властей к организации процесса просмотра. Это не просто какая-то смотровая площадка, но целый парк с лестницами, ограждениями и ресторанами. Но правда, к нашему сожалению, лестница к подножию водопада была закрыта.

Проделав на такси головокружительный путь уже к подножию горы, мы поехали навстречу самой большой статуе Шивы, построенной в начале 2000-х годов. И чуть не задохнулись.

Храмовый комплекс Мурудешвара

Если мы думали, что уже привыкли к вечной вони Индии, то мы глубоко ошибались. Через полтора часа повторяющихся участков невыносимого тухлого запаха, мы пришли к выводу, что дело все-таки в каком-нибудь заводе по производству удобрений и в грузовиках, которые везут тухлое сырье на этот завод. А у входа в храмовый комплекс в Мурудешваре пришлось вообще перестать дышать и короткими перебежками добираться до входа. Запах тухлой рыбы был невыносимо прекрасен.

Мудрец Вьяса и Ганеша

Вход в сам храм был закрыт, но на наш туристический взгляд это не было большим расстройством. Гопурам – башня над воротами – высотой 75 метров, удовлетворяла тягу к прекрасному индийскому зодчеству. Правда, пришлось снять тапки, чтобы вместе со всеми индусами потоптать пыльный пол вокруг этого самого гопурама. В Индии, кстати, в большинстве храмов обувь недопустима. Вы бы видели мучения наших друзей по поводу ходить или не ходить босиком по полу вместе со всеми индусами!

Гопурам

Чтобы пройти к огромной статуе Шивы тапки были найдены и обуты. Солнце припекало уже немилосердно и я с тоской вспоминала хмурый, но просто теплый Гоа.

Я не могу сказать за всех индусов, но то, с какой радостью они относятся к религиозным праздникам, я думаю, говорит в пользу того, что индусы - религиозный народ. Им повезло таки: никто не отменял им Шиву и Ганеши. Эти божества всегда были с ними. И вокруг статуи в Мурдешваре было много местных туристов, приехавших посмотреть на свои святыни. Погуляли и мы вокруг статуи, подивились размерам, поотбивались от попрошаек и навязчивых продавцов.

Храмовый комплекс Мурудешвара

Нандин

Статуя-храм Шивы

На обратном пути в Гокарну наслаждались видами тропических лесов с пальмами и снова практиковали длительные задержки дыхания, когда такси ехало позади грузовиков с тухлой рыбой.

Фестиваль Ганеши в Гокарне

Но, как говорится, и на нашей улице случился праздник. Грузовик с печеньками не переворачивался, но за счет близости к пляжу мы неоднократно могли наблюдать торжественные процессии выноса статуй Ганеши в море. Шли последние дни большого праздника – фестиваля Ганеши. В Гоа нас приглашал в свой дом менеджер отеля, чтобы отметить начало праздника, а в Карнатаке мы уже застали конец фестиваля. Причем, если в предпоследний день это было еще как-то тихо, то в последнюю ночь фестиваля мы услышали очень громкую музыку и Ефим, не выдержав, побежал посмотреть. На берегу выступали индусы с фаер-шоу в кругу барабанщиков, а статуя Ганеши, привезенная на прицепе, была самой большой и красивой из всех тех, что мы видели за предыдущие дни.

А на следующий день у нас был длинный путь обратно домой. Мы подобрали авиаперелет из аэропорта Гоа в Дели таким образом, чтобы не заезжать в суматоху индийской столицы, но переждав 3-4 часа в терминале просто пересесть на самолет в Москву. Из Гокарны на такси мы доехали до аэропорта Даболим в Гоа. Без приключений, но с небольшой задержкой долетели до Дели. Там долго на пальцах переводили распечатки билетов с русского языка охраннику (в терминал невозможно войти, если у тебя нет билета), постояли в нескольких очередях, с трудом успели перекусить и забежать в магазинчик перед вылетом.

Вечерний пляж в Гокарне

Летели мы так, как я люблю: в полупустом самолете. Проспав большую часть перелета на свободных креслах широкого ряда, мы позавтракали кофем с печеньками и благополучно приземлились в утренней Москве. Таможенник на паспортном контроле долго смотрел в паспорт Ефима и на самого Ефима. Потом снова смотрел в паспорт. Получив ответ,что мы из Индии, метко заметил, что туда улетают вот такие как на фото в паспорте (гладковыбритые), а возвращаются вот такие как сейчас Ефим - заросшие по самые брови.

А потом были мясные бургеры в FARШе и вкусный кофе, разговоры с друзьями и вылет в Дахаб.

В Дахабе нас встречала жара.

Все фотографии водопадов Jog Falls.
Все фотографии Гокарны.
Все фотографии из Мурудешвара.